28
Январь

Не стоит переплачивать за коммунальные услуги

С недавних пор полторы-две тысячи рублей, а иногда и больше стали обычной ежемесячной суммой оплаты за коммунальные услуги, предоставляемые среднестатистической семье, проживающей в стандартной квартире. Дорого. Но, оказывается, и на этой статье расходов можно сэкономить, если быть в курсе современных постановлений правительства Российской Федерации.

23 мая 2006 года Председателем Правительства Российской Федерации Михаилом Фрадковым были подписаны Постановления № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» и № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Если первое из них, в основном, касается работников сферы коммунального обслуживания, то второе интересно потребителю коммунальных услуг, то есть каждому из нас.

Знакомимся с обязанностями коммунальщиков

Согласно Постановлению Правительства РФ № 307 коммунальные службы должны:

- предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу;

- заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям;

- самостоятельно или с помощью других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы;

- устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством РФ и договором;

- вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения;

- в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе с указанием причин;

- информировать потребителя о плановых перерывах предоставления коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва;

- по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества с составлением соответствующего акта.

В обязанности коммунальщиков также входит предоставление информации о параметрах качества коммунальных услуг, предельных сроках устранения аварий, адресов и номеров телефонов диспетчерских служб, размеров тарифов, порядке и форме оплаты коммунальных услуг и т.д. Потребители, то есть мы с вами, имеют право все это знать, и требовать с коммунальщиков исполнения их обязанностей.

Как вести себя потребителю коммунальных услуг

Жильцы, они же потребители, должны получить коммунальные услуги, которые оплатили, в полном объеме и надлежащего качества. В период временного отсутствия по месту постоянного жительства или за период непредоставления коммунальных услуг можно требовать произвести перерасчет. Вполне справедливым и законным будет требование уплаты исполнителем неустоек при непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении услуг ненадлежащего качества в порядке и случаях, предусмотренных федеральными законами и договором.

Потребителю стоит также помнить и о своих обязанностях:

- своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги;

- в целях учета коммунальных ресурсов использовать счетчики. Обеспечить при этом сохранность пломб на приборах учета;

- при обнаружении неисправностей или аварий немедленно сообщать о них в обслуживающую организацию и аварийно-спасательную службу, а при возможности самому принимать меры по их устранению.

В целях безопасности и нормального обеспечения водой, теплом и электричеством своей и соседских квартир запрещается:

- использовать бытовые приборы с паспортной мощностью, превышающей максимально допустимые нагрузки;

- самовольно увеличивать поверхности нагрева батарей отопления;

- самовольно присоединяться к внутридомовым инженерным системам;

- демонтировать приборы учета и осуществлять действия, направленные на искажение их показаний.

Какой перерасчет и в каких случаях может потребовать от коммунальщиков аккуратный потребитель

Перерасчет платы за отдельные виды коммунальных услуг потребитель может получить за период временного отсутствия в своей квартире по разным причинам. Требовать перерасчет можно и тогда, когда услуга какое-то время не предоставлялась, например, отключили воду, или предоставлялась ненадлежащего качества (вода, предположим, текла из крана мутная или батареи в отопительный сезон были температуры парного молока).

Перерасчет на случаи отсутствия жильцов

Постановление Правительства РФ № 307 регламентирует перерасчет для граждан, отсутствующих более 5 дней подряд по месту постоянного проживания за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализацию), электроснабжение и газоснабжение. До принятия данного постановления право на перерасчет за отдельные коммунальные услуги можно было получить в случае отсутствия дома дольше 30 календарных дней подряд.

Документами, подтверждающими временное отсутствие потребителя, могут являться:

- копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы;

- справка о нахождении на лечении в стационаре или санатории;

- билеты на поезд или самолет, оформленные на имя потребителя;

- отметки в паспорте о пересечении границы;

- счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания;

- справка от службы, в которой квартира была поставлена на охрану.

Интересно, что дачники, выезжающие на месяц или все лето в деревню, могут получить право перерасчета за коммунальные услуги, если представят справку из поселковой администрации. Такой документ выдадут, если домик в деревне имеет почтовый адрес, а дачник оформит временную регистрацию.

Отдыхающим в садоводческих товариществах сложнее. Для них пока не определены справки, подтверждающие факт отсутствия в квартире. Но в Постановлении есть пункт, который может расширить основания для перерасчета до бесконечности. В нем сказано — «иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя». Садоводы, немного подождите. Вопрос в разработке.

Перечисленные документы следует сдать вместе с заявлением в обслуживающую дом организацию. Перерасчет будет произведен месяцем позже.

Перерасчет на случаи непредоставления коммунальных услуг или их некачественного предоставления

При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ плата снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг, согласно п. 61 Постановления РФ № 307. В Приложении № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам можно подробно ознакомиться с Условиями изменения размера платы при предоставлении услуг с перерывами или ненадлежащего качества.

Как вы понимаете, ненадлежащее качество услуги определяется комиссионно с составлением акта или путем лабораторного анализа. Например, вы видите, что из крана течет явно ржавая вода или у нее какой-то странный запах. Обратитесь в обслуживающую организацию. Они обязаны направить к вам сотрудников СЭС для взятия проб. Потом ответственные за качество воды люди будут выяснять, на каком этапе от источника до крана потребителя — произошел сбой в системе, отчего вода стала малопригодной для использования. Но это уже совсем другая тема. А потребителю должны сделать перерасчет за некачественную услугу.

Ольга Кустова